- Государственная итоговая аттестация выпускников
- Безопасность
- Дорожная безопасность
- Опросы
ЭОР
Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.
Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.
Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Однако аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не даёт заметных преимуществ. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР.
Итак, здесь и далее мы рассматриваем электронные образовательные ресурсы, для воспроизведения которых требуется компьютер.
Чем отличаются ЭОР от учебников?
ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.
• Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
• ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту.
Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя таким образом так называемую линейную навигацию. При этом достаточно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц.
В ЭОР это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание – аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст.
В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием). Такой текстографический продукт называется гипертекстом.
• Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.
Но, с другой стороны, стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере.
• Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты, и они заслуживают отдельного рассмотрения.
А что такое мультимедиа ЭОР?
Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.
Сегодня термин «мультимедиа» применяется достаточно широко, поэтому важно понимать, к чему именно он относится. Например, хорошо известный мультимедиа плеер называется мультимедийным потому, что он может по очереди воспроизводить фотографии, видеофильмы, звукозаписи, текст. Но при этом каждый воспроизводимый в данный момент продукт является «одномедийным» («двухмедийным» можно назвать только озвученный видеофильм).
То же самое можно сказать про «мультимедиа коллекцию»: в совокупности коллекция мультимедийна, но каждый отдельно используемый её элемент не является мультимедийным.
Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, речь идет не о бессмысленном смешении, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. Такую связную совокупность объектов справедливо называть «сценой». Использование театрального термина вполне оправдано, поскольку чаще всего в мультимедиа ЭОР представляются фрагменты реальной или воображаемой действительности.
Степень адекватности представления фрагмента реального мира определяет качество мультимедиа продукта. Высшим выражением является «виртуальная реальность», в которой используются мультимедиа компоненты предельного для человеческого восприятия качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук.
Виртуальная реальность – это стереокино?
Замечательный вопрос, ответ на него очень короткий: нет. И такой ответ заставляет задуматься о главном отличии компьютерных продуктов – интерактивности.
В кино можно «обмануть» зрение и слух, но мы все равно понимаем условность происходящего. Причина в том, что в кино всё заранее определено, а в реальном мире мы можем взаимодействовать с объектами, влиять на процессы по своему усмотрению.
Например, в зале музея можно подойти к интересующему экспонату, на городской площади осмотреть памятник со всех сторон. Вариант конструктивного взаимодействия – смешивание химических реактивов или сборка электрической схемы. А простейший пример влияния на процессы – детская забава: перекрыть камешками весенний ручеек.
С помощью компьютера все эти и многие другие действия можно имитировать, а на дисплее отображать те же результаты действий человека, что и в реальной действительности.
Вот тогда можно говорить о виртуальной реальности – адекватном представлении фрагмента реального мира.
Интерактивность – это возможность взаимодействия?
Совершенно верно, перевод английского interactive – взаимодействие.
Заметим, что именно взаимодействие (путем согласия или противодействия) с окружающей природной и социальной средой есть основа разумного существования. Поэтому в образовательном процессе роль интерактива трудно переоценить.
Достаточно часто используют словосочетание «интерактивный режим работы». Однако, как и с определением «мультимедийный», нужно разбираться, в чем именно заключается интерактивность.
Вообще говоря, работа с компьютером имеет сама по себе интерактивный характер: с помощью клавиатуры и манипулятора «мышь» пользователь продуцирует некоторые результаты, в частности – разыскивает определенный фрагмент текстовой информации. Но с точки зрения образования в таком варианте он в интерактивном режиме решает учебные задачи информатики. Найденный текстовый фрагмент, разумеется, может быть посвящен другой предметной области, но чтение текста, во-первых, не интерактивно, а во-вторых, не эффективно, если та же информация имеется в школьном учебнике.
Доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы, и относится это, разумеется, ко всем учебным предметам. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат.
Поэтому вместо текстового фрагмента с информацией по тому или иному учебному предмету необходим интерактивный электронный контент. Иными словами – содержание предметной области, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.
Таким образом, интерактив является главным педагогическим инструментом электронных образовательных ресурсов, но есть и другие новые педагогические инструменты, которые создают ему (интерактиву) среду применения.
Какие новые педагогические инструменты используются в ЭОР?
Всего их пять:
• интерактив;
• мультимедиа;
• моделинг;
• коммуникативность;
• производительность.
Об интерактиве и мультимедиа мы уже говорили. Если к ним добавить еще моделинг – имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов, то электронный образовательный ресурс вместо описания в символьных абстракциях сможет дать адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира.
Мультимедиа обеспечит реалистичное представление объектов и процессов, интерактив даст возможность воздействия и получения ответных реакций, а моделинг реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов.
Четвертый инструмент – коммуникативность – это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса. С точки зрения ЭОР это, прежде всего, возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере, а также возможность on-line коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания.
Наконец, пятый новый педагогический инструмент – производительность пользователя. Благодаря автоматизации нетворческих, рутинных операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.
Что такое ЭОР нового поколения?
ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).
В самом простом изложении это электронные учебные продукты, позволившие решить три основные проблемы современных ЭОР.
Первая проблема заключалась в том, что ЭОР, распространяемые в Интернете, были преимущественно текстографическими. Очевидно, что электронная копия учебника школьнику пользы не принесет, а работа со многими информационными источниками для школы, в отличие от вуза, не характерна.
Более того, на любой ступени образования получением информации учебный процесс далеко не исчерпывается, нужно обеспечить еще практические занятия и аттестацию (лучше всего на предметной базе).
Понятно, что для решения этих задач требуются ЭОР с интерактивным мультимедийным контентом, но распространение таких продуктов в глобальной сети наталкивалось на серьезные технические трудности.
В ЭОР нового поколения проблема сетевого доступа к высокоинтерактивному, мультимедийно-насыщенному контенту решена. Иными словами, в этих продуктах могут использоваться все пять новых педагогических инструментов.
Вторая технологическая проблема тесно связана с решением первой. До настоящего времени интерактивные мультимедиа продукты выпускались на компакт-дисках, при этом каждый производитель использовал собственные программные решения, способы загрузки, пользовательские интерфейсы. Часто это приводило к тому, что изучение методов работы с диском требовало практически такого же усердия и времени, какое требовалось на учебное содержание.
ЭОР нового поколения (ЭОР НП) – сетевые продукты, выпускаемые разными производителями в разное время и в разных местах. Поэтому архитектура, программные средства воспроизведения, пользовательский интерфейс были унифицированы. В результате для ЭОР НП была решена проблема независимости способов хранения, поиска и использования ресурса от компании-производителя, времени и места производства.
Для учащихся и учителей это означает, что сегодня и в перспективе для использования любых ЭОР НП требуется один комплект клиентского программного обеспечения, и во всех ЭОР НП контентно-независимая часть графического пользовательского интерфейса одинакова.
Третья проблема характерна именно для образования. Уже много лет декларируется, что компьютер обеспечит личностно-ориентированное обучение. В педагогической практике давно используется понятие индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Действительно, необходимость по-разному подходить к обучению разных учеников очевидна, но в классно-урочной системе практически невозможна. Однако даже в действующей бинарной системе «учитель – класс» учителя-то все равно разные, каждый из них хочет учить по-своему. Соответственно, ЭОР должны позволять создавать авторские учебные курсы.
В традиционных условиях учитель достаточно свободен в применении множества информационных источников (учебники разных издательств, методические материалы, научные публикации…) и ограниченно свободен в части практических занятий (например, лабораторные комплексы по выбору – это, к сожалению, утопия). Поэтому, когда появились первые серьезные учебные продукты на CD-ROM, к их недостаткам сразу же отнесли жесткую заданность учебного курса. Учителю хотелось бы что-то изменить, но в создании интерактивного мультимедиа контента участвует множество разных специалистов, которых, конечно, в школе нет.
В ЭОР нового поколения проблема создания учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных траекторий для учащихся также решена.
Как устроено содержание открытых образовательных модульных мультимедиа систем (ОМС)?
По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс – открытая образовательная модульная мультимедиа система. Например, ОМС по истории, ОМС по математике и т.д.
В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Например, ТЭ «Закон Ома», ТЭ «Теорема Пифагора», ТЭ «Деление клетки» и т.д.
Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):
• модуль получения информации (И-тип);
• модуль практических занятий (П-тип);
• модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).
При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный
мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Иными словами, каждый ЭУМ – это самостоятельный учебный продукт объёмом несколько Мбайт, так что получение его по сетевому запросу не представляет принципиальных трудностей даже для узкополосных (низкоскоростных) компьютерных сетей.
Для каждого ЭУМ разрабатываются (и будут разрабатываться постоянно) аналоги – вариативы. Вариативами называются электронные учебные модули одинакового типа (И, или П, или К), посвященные одному и тому же тематическому элементу данной предметной области.
В отличие от всех известных учебных материалов, совокупный контент ОМС трёхмерен, поэтому новое понятие «вариативы» стоит рассмотреть подробнее на примерах.
Вариатив И-модуля может дать тот же материал, но в другом изложении, более понятном и комфортном для данного пользователя. Вариатив также может отличаться глубиной представления материала. Тогда можно выбирать И-модули в соответствии с программируемым в данном образовательном учреждении уровнем знаний по предмету или подобрать вариативы ЭУМ, исходя из уровня подготовленности и способностей конкретного учащегося. Аналог из опыта образования – просмотр множества книг по предметной области, выбор отдельных фрагментов и составление из них собственного (авторского) учебного курса.
Традиционных аналогов для вариативов П и К-типов, пожалуй, найдётся немного. Трудно себе представить, что педагог имеет возможность изучить, например, множество экспериментальных установок и отобрать в школу лучшие. Для этого надо объехать полмира и иметь неограниченные финансовые возможности.
Ещё сложнее с модулями контроля (аттестации). До сих пор компьютерный контроль сводился преимущественно к тестированию. Тесты, конечно, технологичны, но этот вариант аттестации, бесспорно, хуже, чем очная встреча с преподавателем.
А нам нужно, чтобы было лучше. Лучше, и это скажет любой экзаменатор, когда вместо запоминания фактов и стандартных действий проверяется понимание предмета, ещё лучше, когда можно оценить знания, умения, навыки в комплексе, да ещё хорошо бы при наличии межпредметных связей. Иными словами, требуется обеспечить решение практической задачи в условиях, приближенных к реальным.
Понятно, что для создателей интерактивных мультимедийных ЭУМ, адекватно отражающих фрагмент реального или воображаемого мира, открывается «непаханое поле».
И в качестве первых шагов по целине определим, что вариативы ЭУМ могут отличаться друг от друга:
• глубиной представления материала (например, соотношением постулатов и объяснений/доказательств)
• методикой (например, обусловленной иным набором предыдущих знаний)
• характером учебной работы (например, решение задач или эксперимент, тест или контрольное упражнение на тренажере)
• технологией представления учебных материалов (например, текст или аудиовизуальный ряд)
• наличием специальных возможностей (например, для слабо слышащих/видящих)
• способом достижения учебной цели (например, другим вариантом доказательства теоремы Пифагора или иным содержанием лабораторной работы).
Какими преимуществами обладают ОМС?
К основным преимуществам открытых образовательных модульных мультимедиа систем относятся:
• отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов – интерактива, мультимедиа, моделинга сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях, в том числе – узкополосных;
• возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося: благодаря наличию вариативов исполнения электронных учебных модулей, в ОМС возможно выбрать их оптимальную с персональной точки зрения комбинацию для курса по предмету;
• неограниченный жизненный цикл системы: поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, ОМС является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим сколь-нибудь существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий.
Исключительно важным свойством разработанной архитектуры является её открытость. Это относится, прежде всего, к совокупному контенту ОМС, открытому для расширений как по оси тематических элементов (например, открыты новые знания по предмету), так и по оси вариативов (например, родилась новая методическая идея или появилась более эффективная мультимедиа технология для представления учебных объектов).
Не менее важным свойством является открытость электронных учебных модулей для изменений, дополнений, полной модернизации. Действительно, Java script и XML являются интерпретируемыми языками, так что в распоряжении любого пользователя ЭУМ находится исходный текст его сценария. Script можно изменить, дополнить или использовать в качестве шаблона для создания ЭУМ с совершенно иным контентом.
Наконец, клиентское программное обеспечение ОМС само построено по модульному принципу, позволяющему неограниченно расширять, например, возможности плеера.
В целом архитектура «клиент – сервер» определяет возможность многоплатформенного использования системы. При этом переход на другую платформу (например, от Windows к Linux) не требует никаких изменений в электронных учебных модулях. К иной платформе адаптируется только плеер.
В сумме указанные преимущества ОМС обеспечивают качество ЭОР, необходимое для широкого внедрения и эффективного использования в учебном процессе за счет развития активно-деятельных форм обучения, открывают перспективы реализации новых образовательных технологий, новых форм аудиторной и самостоятельной учебной работы, в том числе – дистанционных. Совокупность новых возможностей ОМС позволяет определить её как ЭОР нового поколения.
Как можно построить авторский учебный курс и индивидуальную образовательную траекторию?
Для этого и придуманы вариативы электронных учебных модулей. Изучая совокупный контент открытой образовательной модульной мультимедиа системы, пользователь для каждого тематического элемента может выбрать наиболее подходящие с его точки зрения модули изучения информации (И), практических занятий (П) и контроля (К).
Например, И-модуль может быть выбран по глубине изложения материала, в группе П-модулей можно выбрать лабораторную работу или решение задач по теме, среди К-модулей можно выбрать либо простой тест, либо практическое задание, выполняемое на виртуальном тренажёре.
При этом важно понимать, что совокупный контент ЭОР нового поколения непрерывно расширяется, и если нет комфортного для Вас варианта ЭУМ сегодня, то будет завтра. А если нет возможности или желания ждать? Тогда, вспомнив, что все ЭУМ открыты для пользователя, можно изменить существующий или собрать новый электронный учебный модуль самостоятельно.
Таким образом, шаг за шагом (по тематическим элементам) преподаватель может выстроить авторский вариант учебного курса по предмету.
«Обкатав» свой вариант курса, преподаватель может перейти к его расширению, добавляя вариативы И, П, К-модулей для каждого тематического элемента. Понятно, что это делается с прицелом на группы слабых, средних и сильных учеников; задания для них дифференцируются, и это первый шаг к индивидуальной образовательной траектории. В предельном случае такая траектория составляется для каждого ученика, причём сделать это может уже и сам учащийся.
Как можно получить электронные учебные модули?
Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
Адреса ФЦИОР в Интернет:
http://fcior.edu.ru
http://eor.edu.ru
(обратите внимание: стандартной аббревиатуры www в адресах ФЦИОР нет!)
Доступ из школ и получение любых электронных учебных модулей из ФЦИОР по глобальной компьютерной сети бесплатны. Если Вы захотите получить ЭУМ на домашний или любой другой компьютер, то заплатите только за соответствующий трафик (объем одного ЭУМ – от 100 К до 10 Мбайт, в зависимости от качества мультимедиа и уровня интерактивности).
ЭОР НП могут распространяться также на перемещаемых носителях: компакт-дисках, Flash-накопителях, внешних жестких дисках (HDD) и др.
Хранилище избранных ЭУМ можно организовать на любом компьютере: сервере глобальной или локальной сети, отдельном компьютере в классе, библиотеке, Интернет-кафе, дома и т.д. Загрузить ЭУМ можно через Интернет, с локального сервера, с компакт-диска или другого носителя.
Важно только помнить, что для использования ЭУМ на данном компьютере нужно еще загрузить специальное программное обеспечение пользователя – клиентскую часть программной среды ОМС.
Каковы инновационные качества ЭОР?
Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.
К основным инновационным качествам ЭОР относятся:
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
• получение информации;
• практические занятия;
• аттестация (контроль учебных достижений).
Заметим, что книга обеспечивает только получение информации.
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить два типа домашних заданий: получить из книги описание путешествия, эксперимента, музыкального произведения или самому совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент, послушать музыку с возможностью воздействовать на изучаемые объекты и процессы, получать ответные реакции, углубиться в заинтересовавшее, попробовать сделать по-своему и т.д.
3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории.
Акцент на полноценность не случаен. Речь идет не о поиске и получении текстовой информации из удаленных источников. В конце концов, книги выписывали и в XVIII веке. Хотя шли они по России не минуты, а месяцы, на образовательных результатах это не сказывалось.
Полноценность в данном случае подразумевает реализацию «дома» (в Интернет-кафе, в библиотеке, у приятеля в гостях, в итоге – вне учебной аудитории) таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в школе или университете: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, подготовку к ЕГЭ, а также многое другое, вплоть до коллективный учебной работы удаленных пользователей.
Хороший электронный образовательный ресурс обладает указанными выше инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов, о которых говорилось выше.
Что будет с книгой?
Ничего особенного, книгу никто не отменял.
Во-первых, полиграфическое издание обладает массой преимуществ: не требует дополнительных технических средств воспроизведения, удобно в использовании в любом месте и в любое время, имеет, что немаловажно, 500-летнюю традицию применения.
Во-вторых, наши знания об окружающем мире можно разделить на три основных множества: объекты, процессы, абстракции. Последнее непосредственно связано с человеческим мышлением. Математика и философия, экономика и политика, науки о материи и Вселенной в значительной части опираются на абстрактное мышление.
Носителем абстракций может быть только текст, сам являющийся комбинацией символьных абстракций. Кроме того, текст - универсальное, достаточно простое и оперативное средство описания элементов всех указанных множеств (хотя, за универсальность, как всегда, приходится расплачиваться, в данном случае – большими размерами и сложностью усвоения описаний).
Все это в совокупности дает основания рассматривать текст в качестве непреходящей ценности. Другое дело, что носителем его не обязательно будет бумага – уже существуют плоские гибкие жидкокристаллические экраны. Но вопрос о технологической конвергенции книги и компьютера – это уже о другом.
Что нового дают ЭОР учащемуся?
Прежде всего – возможность действительно научиться.
Представьте себе, что школьник хочет научиться играть в футбол. Существует немалое количество книг по этому вопросу. Как Вы думаете, «ботаник» станет вторым Пеле? Ответ очевиден: необходима практика – тренировки и аттестация – соревнования.
Тогда почему мы хотим получить современного, готового ориентироваться в практической жизни выпускника, предлагая ему преимущественно информацию?
Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул.
Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения.
С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать.
Древняя китайская пословица гласит:
«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь».
Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы.
Что дают ЭОР учителю?
Здесь стоит привести мнение учителя. На сайте pedsovet.org Е. И. Бегенева из Воронежской области формулирует ответ так:
o конспекты не писать;
o сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеем фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь;
o экономим «горловые» усилия, освобождаемся от рутинной части урока, взамен получаем хорошо подготовленных деток для «десерта» – творчества;
o решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны**, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;
o вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это «круто» и престижно.
Действительно, пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.
Однако не все так просто. Прогрессивный педагог скромно умалчивает, что использует элементы новых педагогических технологий, которые нужно сначала осознать, а затем начать применять, идя трудным путем проб и ошибок.
** Имеются в виду плоские ЖК-мониторы, время работы с которыми не ограничивается десятками минут, отводимых устаревшим СанПиНом для электронно-лучевых трубок.
Зачем нужны новые педагогические технологии?
На самом деле методики преподавания и соответствующие технологии развиваются непрерывно, но в современных условиях назрели существенные перемены, вызванные необходимостью решения остро актуальных задач.
Педагоги, методисты говорят о проблемном подходе, деятельностных формах, компетентностях. Издатели придумывают специальные рабочие тетради, учебно-методические комплекты и т.д. В целом у нас, как и во всем мире, заменяют термин «обучение» (репродуктивное, в центре которого – учитель, передающий свои знания) на «учение» (в центре которого – достаточно самостоятельный ученик).
В то же время, электронные образовательные ресурсы, которые вполне соответствуют парадигме «учения», не очень-то приживаются в классе. И дело не в недостатке школьных компьютеров, в развитых зарубежных странах их существенно больше, но результаты те же.
Проблема в том, что самое ценное для образования время – время общения с Учителем нельзя отнимать, занимая работой с машиной. Никому ведь не приходит в голову весь урок читать учебник.
В традиционной схеме урока преподаватель и сам вынужден сокращать время общения (интерактива) с учащимися – необходим хотя бы выборочный опрос и изложение нового материала. В обоих случаях превалирует одностороннее вещание.
Таким образом, первая задача новых педагогических технологий – увеличение времени общения с учениками в классе. Иными словами – рост творческого компонента в деятельности учителя, переход от вещания к дискуссии.
Ключом к решению первой задачи является перенос некоторых традиционно аудиторных видов занятий в сектор самостоятельной учебной работы. И это – вторая задача новых педагогических технологий.
Для чего нужно что-то изменять на уроке?
Для того чтобы увеличить образовательную и воспитательную эффективность труда преподавателя за счёт грамотного применения ЭОР в учебном процессе.
Попробуем привести модельный пример изменения педагогических технологий. Разумеется, в самых общих чертах, поскольку разработка частных методик, опытная проверка основных положений ещё предстоит. При этом основная задача заключается в том, чтобы педагогический корпус стал не просто сторонником, но создателем новых методик и технологий, способов и средств обучения.
Возьмём тематический элемент, который предстоит изучить. Заметьте, мы не оговариваем предметную область, поскольку есть серьёзные основания предполагать, что компьютер (точнее, ЭОР), представляющий некоторый фрагмент реального или воображаемого мира, выполняет тем самым определённую функцию интеграции предметных областей, и учебная деятельность становится метапредметной.
Представим следующую технологическую последовательность:
• новый материал начинаем изучать не в классе, а предлагая очередной учебный блок из И, П, К-модулей в качестве домашнего задания;
• выборочный опрос, с которого обычно начинается урок, проводить нет необходимости – достаточно просмотреть результаты домашней самоаттестации учеников, при этом информации о текущем состоянии учебного процесса имеем гораздо больше, чем в результате традиционного, даже фронтального опроса;
• вместо одностороннего изложения учебного материала организуем ответы на вопросы, возникшие при выполнении домашнего задания, затем в процессе дискуссии, требующей от учителя детализации, дополнений, разъяснений, формулируем общие выводы;
• если использовались индивидуальные образовательные траектории, разумно дать ученикам возможность сравнить и поспорить по поводу результатов теоретического и практического усвоения новых знаний, умений, навыков из разных, в общем случае, предметных областей.
В данном модельном варианте урок проходит преимущественно в форме активного общения. Понятно, что подобная творческая работа педагога требует соответствующей подготовки. Зато главные преимущества – повышение эффективности учебного процесса, усиление воспитательной функции налицо.
Разумеется, рассмотренная модель имеет множество частных случаев. Например, компьютерный контроль на базе К-модулей можно провести в классе (во избежание сомнений в персонализации результатов).
На первом этапе изучения И-модулей можно проводить занятия также в компьютерном классе под наблюдением преподавателя. При этом сокращение временных затрат по сравнению с устным изложением будет вполне ощутимо хотя бы потому, что произнесение текста объёмом в 2000 знаков (2 Кбайт) требует нескольких минут, а в аудиовизуальных форматах та же информация передаётся и усваивается за десятки секунд.
Наконец, хорошо известно, что ни один учитель не посоветует учебник, не просмотрев его предварительно сам. Такого подхода вполне вероятно ожидать и в отношении электронных образовательных ресурсов. Однако, главная надежда – на творческий подход учителя, который самостоятельно опробует различные варианты и в итоге сам решит – при каких условиях он недостаточно активен и востребован в классе. Тогда разумно перенести соответствующую учебную работу в разряд самостоятельной.
Федеральные органы управления образованием, образовательные учреждения, программы и проекты
- Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru
- Федеральное агентство по образованию (Рособразование) http://www.ed.gov.ru
- Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) http://www.fasi.gov.ru
- Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте РФ http://www.rost.ru
- Федеральная целевая программа развития образования (2006–2010) -ФЦПРО http://www.fcpro.ru
- Национальный фонд подготовки кадров. Приоритетный национальный проект «Образование» и проект «Информатизация системы образования» http://portal.ntf.ru
- Статистика российского образования http://stat.edu.ru
- Государственый научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ «Информика») http://www.informika.ru
- Национальное аккредитационное агентство в сфере образования http://www.nica.ru
- Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru
- Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ http://fsu.edu.ru/p1.html
- Федеральный центр образовательного законодательства http://www.lexed.ru
- Федеральный центр тестирования http://www.rustest.ru
Федеральные информационно-образовательные порталы
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
- Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru
- Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru
- Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» http://www.ecsocman.edu.ru
- Федеральный портал «Инженерное образование» http://www.techno.edu.ru/
- Федеральный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru/
- Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» http://www.law.edu.ru
- Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru
- Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru
- Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей» http://www.neo.edu.ru
Образовательная пресса
Средства массовой информации образовательной направленности
- Большая перемена: сайт информационной поддержки ФЦПРО http://www.newseducation.ru
- Учительская газета http://www.ug.ru
- Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru
- Газета «Библиотека в школе» http://lib.1september.ru
- Газета «Начальная школа» http://nsc.1september.ru
- Газета «Спорт в школе» http://spo.1september.ru
- Газета «Управление школой» http://upr.1september.ru
- Газета «Школьный психолог» http://psy.1september.ru
- Газета «Биология» http://bio.1september.ru
- Газета «География» http://geo.1september.ru
- Газета «История» http://his.1september.ru
- Газета «Искусство» http://art.1september.ru
- Газета «Литература» http://lit.1september.ru
- Газета «Русский язык» http://rus.1september.ru
- Газета «Физика» http://fiz.1september.ru
- Газета «Химия» http://him.1september.ru
- Газета для изучающих английский язык School English http://www.schoolenglish.ru
- Газета для изучающих французский язык FRAN cité http://www.francite.ru
- Журнал «Право и образование» http://www.lexed.ru/pravo/journ/
- Журнал «Вестник образования России» http://www.vestniknews.ru
- Журнал «Образование и информатика» http://www.infojournal.ru
- Журнал «Лидеры образования» http://pedsovet.org/leader.html
- Журнал «Компьютерные инструменты в образовании» http://www.ipo.spb.ru/journal/
- Журнал «Открытое образование» http://www.e-joe.ru
- Журнал «Платное образование» http://www.platobraz.ru
- Журнал «Экономика и образование сегодня» http://www.eed.ru
- Интернет-журнал «Эйдос» http://www.eidos.ru/journal/
- Интернет-издание «Компас абитуриента» http://news.abiturcenter.ru
- Квант: научно-популярный физико-математический журнал http://kvant.mccme.ru
- Научно-практический электронный альманах «Вопросы информатизации образования» http://www.npstoik.ru/vio/
- ПОИСК — газета научного сообщества http://www.poisknews.ru
- Потенциал: образовательный журнал для школьников и учителей http://potential.org.ru
- Школьная пресса: информационный портал http://portal.lgo.ru
- Издательства учебной литературы
- Издательство «Академкнига/Учебник» http://www.akademkniga.ru
- Издательство «Баласс» http://balass.webzone.ru
- Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» http://www.lbz.ru
- Издательство «БХВ—Петербург» http://www.bhv.ru
- Издательский центр «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru
- Издательство «Вербум-М» http://www.verbum-m.ru
- Издательство «Вита-Пресс» http://www.vita-press.ru
- Издательство «Дрофа» http://www.drofa.ru
- Издательство «Мнемозина» http://www.mnemozina.ru
- Издательство «Мозаика-Синтез» http://www.msbook.ru
- Издательство «Оникс» http://www.onyx.ru
- Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=228&d_no=9437
- Издательская фирма «Сентябрь» http://www.direktor.ru
- Издательство «Титул» http://www.titul.ru
- Издательство «Ювента» http://www.books.si.ru
- Издательство «Школьная пресса» http://www.schoolpress.ru
- Конференции, выставки
- Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org
- Всероссийская научно-методическая конференция «Телематика» http://tm.ifmo.ru
- Всероссийский форум «Образовательная среда» http://www.edu-expo.ru
- Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании» http://ito.edu.ru
- Конференция «Интеграция информационных систем в образовании» http://conf.pskovedu.ru
- Конференция «Информационные технологии в образовании» http://www.ito.su
- Конференции РЕЛАРН http://www.relarn.ru/conf/
- Международная конференция «Применение новых технологий в образовании» http://www.bytic.ru
- Международная научная конференция «Информационные технологии в образовании и науке» http://conference.informika.ru
- Международная научно-практическая конференция «Современные информационные технологии и ИТ-образование» http://www.edu-it.ru/conf/
- Московская международная выставка «Образование и карьера — XXI век» http://www.znanie.info
- Открытая всероссийская конференция Преподавание информационных технологий http://www.it-education.ru
- Российский образовательный форум http://www.schoolexpo.ru
- Конкурсы, олимпиады
- Всероссийская олимпиада школьников http://www.rusolymp.ru
- Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады http://www.eidos.ru/olymp/
- Всероссийский конкурс «Лучшие школы России» http://bestschool.org.ru
- Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года» http://eidos.ru/dist_teacher/
- Всероссийский конкурс школьных изданий http://konkurs.lgo.ru
- Всероссийский конкурс «Учитель года России» http://teacher.org.ru
- Олимпиады для школьников: информационный сайт http://www.olimpiada.ru
- Умник: Всероссийский детский интернет-фестиваль http://www.childfest.ru
- Юность, наука, культура: Всероссийский открытый конкурс исследовательских и творческих работ учащихся http://unk.future4you.ru
Инструментальные программные средства
- Журнал «Компьютерные инструменты в образовании» http://www.ipo.spb.ru/journal/
- Информационный интегрированный продукт «КМ-ШКОЛА» http://www.km-school.ru
- Система программ для поддержки и автоматизации образовательного процесса «1С:Образование» http://edu.1c.ru
- Автоматизированные информационно-аналитические системы для образовательных учреждений ИВЦ «Аверс» http://www.iicavers.ru
- Хронобус: системы для информатизации административной деятельности образовательных учреждений http://www.chronobus.ru
- Конструктор образовательных сайтов http://edu.of.ru
- Школьный сайт: конструктор школьных сайтов http://www.edusite.ru
- Cистема управления содержанием сайтов iPHPortal и система управления школьным сайтом iSchool http://phportal.informika.ru
- Система дистанционного обучения «Прометей» http://www.prometeus.ru
- Системы дистанционного обучения Competentum http://www.competentum.ru
- Система дистанционного обучения WebTutor http://www.websoft.ru
Энциклопедии, словари, справочники, каталоги
- Коллекция «История образования» Российского общеобразовательного портала http://museum.edu.ru
- Педагогическая периодика: каталог статей российской образовательной прессы http://periodika.websib.ru
- Бизнес-словарь http://www.businessvoc.ru
- Большой энциклопедический и исторический словари он-лайн http://www.edic.ru
- ВикиЗнание: гипертекстовая электронная энциклопедия http://www.wikiznanie.ru
- Википедия: свободная многоязычная энциклопедия http://ru.wikipedia.org
- Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» http://www.megabook.ru
- МультиЛекс Online: электронные словари онлайн http://online.multilex.ru
- Нобелевские лауреаты: биографические статьи http://www.n-t.org/nl/
- Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники http://www.rubricon.com
- Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru
- Словари издательства «Русский язык»: англо-русский, русско-английский, немецко-русский и русско-немецкий http://www.rambler.ru/dict/
- Словари и энциклопедии on-line на Академик.ру http://dic.academic.ru
- Словари русского языка на портале «Грамота.ру» http://www.gramota.ru/slovari/
- Служба тематических толковых словарей «Глоссарий.ру» http://www.glossary.ru
- Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля http://vidahl.agava.ru
- Энциклопедия «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru
- Энциклопедия «Природа науки. 200 законов мироздания» http://www.elementy.ru/trefil/
- Яндекс.Словари http://slovari.yandex.ru
- Sokr.Ru: словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru
Ресурсы для администрации и методистов образовательных учреждений
- В помощь учителю: Сетевое объединение методистов (СОМ) http://som.fsio.ru
- Газета «Управление школой» http://upr.1september.ru
- Журнал «Вестник образования России» http://www.vestniknews.ru
- Инновационная образовательная сеть «Эврика» http://www.eurekanet.ru
- Коллекция «Право в сфере образования» Российского общеобразовательного портала http://zakon.edu.ru
- Комплексные проекты модернизации образования http://www.kpmo.ru
- Образовательная программа Intel «Обучение для будущего» http://www.iteach.ru
- Образовательные проекты компании «Кирилл и Мефодий» http://edu.km.ru
- Образовательный портал «Учеба» http://www.ucheba.com
- Практикум эффективного управления: библиотека по вопросам управления http://edu.direktor.ru
- Портал «5баллов» (новости образования, вузы России, тесты, рефераты) http://www.5ballov.ru
- Сетевое взаимодействие школ http://www.school-net.ru
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru
- Хронобус: системы для информатизации административной деятельности образовательных учреждений http://www.chronobus.ru
- Школьные управляющие советы http://www.boards-edu.ru
- Школьный сектор Ассоциации RELARN http://school-sector.relarn.ru
Ресурсы для дистанционных форм обучения
Раздел содержит перечень ресурсов, разработанных и рекомендованных для дистанционного обучения. Использование таких ресурсов позволяет учащимся самостоятельно изучать отдельные темы дисциплин школьной программы, решать задачи, дистанционно общаться с преподавателями и получать консультации, участвовать в заочных олимпиадах. Ресурсы для дистанционных форм обучения дают возможность индивидуального измерения результативности обучения. Собранные в разделе ресурсы могут оказаться полезными для педагогов благодаря публикации методических и содержательных материалов по организации и проведению дистанционного обучения.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия http://vip.km.ru/vschool/
- Интернет-школа «Просвещение.ru» http://www.internet-school.ru
- Обучающие сетевые олимпиады http://oso.rcsz.ru
- Центр дистанционного образования «Эйдос» http://www.eidos.ru
- i-Школа (школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов) http://www.home-edu.ru
Информационная поддержка Единого государственного экзамена
- Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru
- Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме http://www.ege.ru
- Единый государственный экзамен в Санкт-Петербурге http://www.ege.spb.ru
Ресурсы для абитуриентов
- Все вузы России: справочник для поступающих http://abitur.nica.ru
- ВСЕВЕД: все об образовании http://www.ed.vseved.ru
- Интернет-портал «Абитуриент» http://www.abitu.ru
- Информационно-поисковая система «Знание.ру»: образование в Москве и за рубежом http://www.znania.ru
- Образование в Петербурге http://www.obrazovan.ru
- Проект Examen: все о высшем образовании http://www.examen.ru
- Портал «5баллов» (новости образования, вузы России, тесты, рефераты) http://www.5ballov.ru
- Портал Abiturcenter.ru: Учебно-научный центр довузовского образования http://www.abiturcenter.ru
- Справочник «Высшее профессиональное образование в России» http://www.he.znanie.info
- Университеты Москвы: информационный портал о столичных университетах http://www.moscow-high.ruРесурсы по предметам образовательной программы
Биология и экология
- Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии» http://bio.1september.ru
- Herba: ботанический сервер Московского университета http://www.herba.msu.ru
- BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии http://www.biodat.ru
- FlorAnimal: портал о растениях и животных http://www.floranimal.ru
- Forest.ru: все о росийских лесах http://www.forest.ru
- БиоДан — Тропинка в загадочный мир http://www.biodan.narod.ru
- В помощь моим ученикам: сайт учителя биологии А.П. Позднякова http://www.biolog188.narod.ru
- Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия http://www.livt.net
- Занимательно о ботанике. Жизнь растений http://plant.geoman.ru
- Изучаем биологию http://learnbiology.narod.ru
- Концепции современного естествознания: электронное учебное пособие http://nrc.edu.ru/est/
- Мир животных http://animal.geoman.ru
- Опорно-двигательная система человека: образовательный сайт http://www.skeletos.zharko.ru
- Редкие и исчезающие животные России http://www.nature.ok.ru
- Санкт-Петербургская общественная организация содействия экологическому образованию http://www.aseko.ru
- Теория эволюции как она есть http://evolution.powernet.ru
- Чарлз Дарвин: биография и книги http://charles-darwin.narod.ru
- Экологическое образование детей и изучение природы России http://www.ecosystema.ru
- География
- Газета «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии» http://geo.1september.ru
- GeoPort.ru: страноведческий портал http://www.geoport.ru
- GeoSite — все о географии http://www.geosite.com.ru
- Библиотека по географии. Географическая энциклопедия http://www.geoman.ru
- География. Планета Земля http://www.rgo.ru
- География.ру: страноведческая журналистика http://www.geografia.ru
- География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации http://www.georus.by.ru
- Мир карт: интерактивные карты стран и городов http://www.mirkart.ru
- Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город» http://www.mojgorod.ru
- Сайт «Все флаги мира» http://www.flags.ru
- Сайт редких карт Александра Акопяна http://www.karty.narod.ru
- Страны мира: географический справочник http://geo.historic.ru
- Территориальное устройство России: справочник-каталог «Вся Россия» по экономическим районам http://www.terrus.ru
- Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э. Фромберга http://afromberg.narod.ru
- Учебно-методическая лаборатория географии Московского института открытого образования http://geo.metodist.ru
- Иностранные языки
- Английский язык
- ABC-online. Английский язык для всех http://www.abc-english-grammar.com
- Fluent English — образовательный проект http://www.fluent-english.ru
- Native English. Изучение английского языка http://www.native-english.ru
- School English: газета для изучающих английский язык http://www.schoolenglish.ru
- Английский для детей http://www.englishforkids.ru
- Английский клуб http://www.englishclub.narod.ru
- Английский язык.ru — все для изучающих английский язык http://www.english.language.ru
- Английский язык в библиотеке Максима Мошкова http://lib.ru/ENGLISH/
- Английский язык в школе http://englishaz.narod.ru
- Английский язык в Открытом колледже http://www.english.ru
- Английский язык детям http://www.bilingual.ru
- Английский язык: как его выучить? http://denistutor.narod.ru
- Английский язык: сайт Алексея Ермакова http://www.alex-ermakov.ru
- Выучи английский язык самостоятельно http://www.learn-english.ru
- Грамматика английского языка http://www.mystudy.ru
- Курсы английского языка для самостоятельного изучения: компьютерные программы http://www.english4.ru
- Уроки он-лайн по английскому языку http://lessons.study.ru
- Немецкий, французский и другие иностранные языки
- EspanolNetR: материалы по испанскому языку http://espanol.net.ru
- GrammaDe.ru — немецкая грамматика и упражнения http://www.grammade.ru
- FRAN cité: газета для изучающих французский язык http://www.francite.ru
- Linguistic.ru — все о языках, лингвистике, переводе http://www.linguistic.ru
- Ассоциация преподавателей-практиков французского языка http://clubfr.narod.ru
- Все об экзамене TOEFL http://www.toefl.ru
- Изучение языков в Интернете http://www.languages-study.com
- Немецкий язык он-лайн http://www.deutsch-uni.com.ru
- Портал изучения немецкого языка StudyGerman.ru http://www.studygerman.ru
- Портал изучения французского языка StudyFrench.ru http://www.studyfrench.ru
- Языки народов мира http://languages.report.ru
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии
- Библиотека учебных курсов Microsoft http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/
- Виртуальный компьютерный музей http://www.computer-museum.ru
- Дидактические материалы по информатике и математике http://comp-science.narod.ru
- Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру) http://www.intuit.ru
- Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского http://marklv.narod.ru/inf/
- Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой http://infoschool.narod.ru
- Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой http://www.syrtsovasv.narod.ru
- Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников http://www.phis.org.ru/informatika/
- Информатика и информационные технологии в образовании http://www.rusedu.info
- Информатика и информационные технологии: майт лаборатории информатики МИОО http://iit.metodist.ru
- Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой http://book.kbsu.ru
- Информация для информатиков: сайт О.В.Трушина http://trushinov.chat.ru
- История Интернета в России http://www.nethistory.ru
- ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума http://www.edu-it.ru
- Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова http://distant.463.jscc.ru
- Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках http://www.klyaksa.net
- Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова, С.-Петербург, школа № 550) http://school.ort.spb.ru/library.html
- Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой http://ekochelaeva.narod.ru
- Московский детский клуб «Компьютер» http://www.child.ru
- Открытые системы: издания по информационным технологиям http://www.osp.ru
- Преподавание информатики в школе. Dedinsky school page http://www.axel.nm.ru/prog/
- Портал CITForum http://www.citforum.ru
- Социальная информатика: факультатив для школьников-технарей http://www.sinf2000.narod.ru
- Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение http://www.itdrom.com
- Энциклопедия персонального компьютера http://mega.km.ru/pc/
Олимпиады и контрольно-измерительные материалы по информатике и ИТ
- Олимпиадная информатика http://www.olympiads.ru
- Олимпиада по кибернетике для школьников http://cyber-net.spb.ru
- Олимпиады школьников по информатике в Санкт-Петербурге http://neerc.ifmo.ru/school/
- Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям http://test.specialist.ru
- Онлайн-тестирование по информационным технологиям http://tests.academy.ru
- Тесты по информатике и информационным технологиям http://www.junior.ru/wwwexam/
- История
- Газета «История» и сайт для учителя «Я иду на урок истории» http://his.1september.ru
- Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала http://historydoc.edu.ru
- 65 лет битве под Москвой http://pobeda.mosreg.ru
- Аллея славы http://glory.rin.ru
- Великая Отечественная война: краткое описание, биографии полководцев http://www.1941-1945.ru
- Виртуальный музей декабристов http://decemb.hobby.ru
- Герои страны: патриотический интернет-проект http://www.warheroes.ru
- Династия Романовых http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html
- Интернет-проект «1812 год» http://www.museum.ru/museum/1812/
- История России с древнейших времен до наших дней http://rushistory.stsland.ru
- Ленинград. Блокада. Подвиг http://blokada.otrok.ru
- Наша Победа. День за днем http://www.9may.ru
- Образование Киевской Руси http://oldru.narod.ru
- Отечественная история: подборка публикаций и документов по истории России http://lants.tellur.ru/history/
- Правители России и Советского Союза http://www.praviteli.org
- РККА — Рабоче-Крестьянская Красная Армия http://www.rkka.ru
- Родина: Российский исторический иллюстрированный журнал http://www.istrodina.com
- Русский биографический словарь http://www.rulex.ru
- Сайт «Я помню»: воспоминания о Великой Отечественной войне http://www.iremember.ru
- Сталинградская битва http://battle.volgadmin.ru
- Старые газеты: история СССР, войны и предвоенного периода http://www.oldgazette.ru
- Страницы русской истории в живописи: картинная галерея Александра Петрова http://art-rus.narod.ru
- Historic.Ru: Всемирная история http://www.historic.ru
- Биография.Ру: биографии исторических личностей http://www.biografia.ru
- Великая французская революция http://liberte.newmail.ru
- Всемирная история в лицах http://rulers.narod.ru
- Всемирная история: единое научно-образовательное пространство http://www.worldhist.ru
- Вторая мировая война: каталог ресурсов http://www.1939-1945.net
- Древняя Греция: история, искусство, мифология http://www.ellada.spb.ru
- История Древнего мира: электронное приложение к учебнику для 5-го класса http://www.ancienthistory.spb.ru
- История Древнего Рима http://www.ancientrome.ru
- Холодная война: история и персоналии http://www.coldwar.ru
- ХРОНОС — Всемирная история в Интернете http://www.hrono.ru
- Литература
- Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit.1september.ru
- Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru
- BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки http://www.bibliogid.ru
- Kidsbook: библиотека детской литературы http://kidsbook.narod.ru
- Виртуальный музей литературных героев http://www.likt590.ru/project/museum/
- В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л.О. Красовской http://skolakras.narod.ru
- Древнерусская литература http://pisatel.org/old/
- Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru
- Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru
- Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия http://www.foxdesign.ru/legend/
- Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru
- Слова: поэзия Серебряного века http://slova.org.ru
- Стихия: классическая русская / советская поэзия http://litera.ru/stixiya/
- Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru
Писатели и литературные произведения
- Академик Дмитрий Сереевич Лихачев http://likhachev.lfond.spb.ru
- Белинский Виссарион Григорьевич http://www.belinskiy.net.ru
- Булгаковская энциклопедия http://www.bulgakov.ru
- Герцен Александр Иванович http://www.gercen.net.ru
- Гоголь Николай Васильевич http://www.nikolaygogol.org.ru
- Гончаров Иван Александрович http://www.goncharov.spb.ru
- Грибоедов Александр Сергеевич http://www.griboedow.net.ru
- Добролюбов Николай Александрович http://www.dobrolyubov.net.ru
- Достоевский Федор Михайлович http://www.dostoevskiy.net.ru
- Жуковский Василий Андреевич http://www.zhukovskiy.net.ru
- Лев Толстой и «Ясная Поляна» http://www.tolstoy.ru
- Карамзин Николай Михайлович http://www.karamzin.net.ru
- Крылов Иван Андреевич http://www.krylov.net.ru
- Куприн Александр Иванович http://www.kuprin.org.ru
- Лермонтов Михаил Юрьевич http://www.lermontow.org.ru
- Островский Александр Николаевич http://www.ostrovskiy.org.ru
- Некрасов Николай Алексеевич http://www.nekrasow.org.ru
- Пушкин Александр Сергеевич http://www.aleksandrpushkin.net.ru
- Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович http://www.saltykov.net.ru
- Толстой Лев Николаевич http://www.levtolstoy.org.ru
- Тургенев Иван Сергеевич http://www.turgenev.org.ru
- Тютчев Федор Иванович http://www.tutchev.net.ru
- Фонвизин Денис Иванович http://www.fonvisin.net.ru
- Чернышевский Николай Гаврилович http://www.chernishevskiy.net.ru
- Чехов Антон Павлович http://www.antonchehov.org.ru
Математика
- Математика в Открытом колледже http://www.mathematics.ru
- Math.ru: Математика и образование http://www.math.ru
- Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО) http://www.mccme.ru
- Allmath.ru — вся математика в одном месте http://www.allmath.ru
- EqWorld: Мир математических уравнений http://eqworld.ipmnet.ru
- Exponenta.ru: образовательный математический сайт http://www.exponenta.ru
- Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа http://www.bymath.net
- Геометрический портал http://www.neive.by.ru
- Графики функций http://graphfunk.narod.ru
- Дидактические материалы по информатике и математике http://comp-science.narod.ru
- Дискретная математика: алгоритмы (проект Computer Algorithm Tutor) http://rain.ifmo.ru/cat/
- ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию http://www.uztest.ru
- Задачи по геометрии: информационно-поисковая система http://zadachi.mccme.ru
- Задачник для подготовки к олимпиадам по математике http://tasks.ceemat.ru
- Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике) http://www.math-on-line.com
- Интернет-проект «Задачи» http://www.problems.ru
- Математические этюды http://www.etudes.ru
- Математика on-line: справочная информация в помощь студенту http://www.mathem.h1.ru
- Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online) http://www.mathtest.ru
- Математика для поступающих в вузы http://www.matematika.agava.ru
- Математика: Консультационный центр преподавателей и выпускников МГУ http://school.msu.ru
- Математика и программирование http://www.mathprog.narod.ru
- Международный математический конкурс «Кенгуру» http://www.kenguru.sp.ru
- Методика преподавания математики http://methmath.chat.ru
- Московская математическая олимпиада школьников http://olympiads.mccme.ru/mmo/
- Решебник.Ru: Высшая математика и эконометрика — задачи, решения http://www.reshebnik.ru
- Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина http://www.mathnet.spb.ru
- Турнир городов — Международная математическая олимпиада для школьников http://www.turgor.ru
- обществознание, право
- Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru
- Президент России: официальный сайт http://www.president.kremlin.ru
- Президент России — гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru
- Государственная Дума: официальный сайт http://www.duma.gov.ru
- Economicus.Ru: экономический портал. Проект Института «Экономическая школа» http://economicus.ru
- 50 лекций по микроэкономике http://50.economicus.ru
- Виртуальная экономическая библиотека http://econom.nsc.ru/jep/
- Галерея экономистов http://gallery.economicus.ru
- Информационно-аналитический портал «Наследие» http://www.nasledie.ru
- Инфотека «Основы экономики» http://infoteka.economicus.ru
- Книги по экономике, финансам, менеджменту и маркетингу http://www.aup.ru/books/
- Макроэкономика http://hsemacro.narod.ru
- Московская школа прав человека http://www.mshr-ngo.ru
- Обществознание в школе: сайт учителя по обществознанию В.П. Данилова http://danur-w.narod.ru
- Организация Объединенных Наций http://www.un.org/russian/
- Основы экономики: вводный курс http://be.economicus.ru
- Открытые курсы бизнеса и экономики http://www.college.ru/economics/
- Права человека в России http://www.hro.org
- Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России http://www.ifap.ru
- Соционет: информационное пространство по общественным наукам http://socionet.ru
- СМИ.ru — средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ http://www.smi.ru
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт http://ombudsman.gov.ru
- Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э. Фромберга http://afromberg.narod.ru
- Экономика и право на сервере Новосибирской открытой образовательной сети http://www.websib.ru/noos/economy/
Русский язык
- Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru
- Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
- Коллекция «Диктанты — русский язык» Российского общеобразовательного портала http://language.edu.ru
- Культура письменной речи http://www.gramma.ru
- Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений http://www.philolog.ru/dahl/
- Имена.org — популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
- Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru
- Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org
- Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru
- Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
- Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы http://gramota.ru/book/ritorika/
- Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru
- Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
- Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru
- Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/
- Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
- Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
- Свиток — История письменности на Руси http://www.ivki.ru/svitok/
- Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык http://vedi.aesc.msu.ru
- Словесник: сайт для учителей Е.В. Архиповой http://slovesnik-oka.narod.ru
- Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru
- Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru
- Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru
- Филологический портал Philology.ru http://www.philology.ru
- Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
- физика
- Физика в Открытом колледже http://www.physics.ru
- Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября» http://fiz.1september.ru
- Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: физика http://experiment.edu.ru
- Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии http://www.gomulina.orc.ru
- Задачи по физике с решениями http://fizzzika.narod.ru
- Занимательная физика в вопросах и ответах: сайт заслуженного учителя РФ В. Елькина http://elkin52.narod.ru
- Заочная физико-техническая школа при МФТИ http://www.school.mipt.ru
- Кабинет физики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования http://www.edu.delfa.net
- Кафедра и лаборатория физики Московского института открытого образования http://fizkaf.narod.ru
- Квант: научно-популярный физико-математический журнал http://kvant.mccme.ru
- Информационные технологии в преподавании физики: сайт И.Я. Филипповой http://ifilip.narod.ru
- Классная физика: сайт учителя физики Е.А. Балдиной http://class-fizika.narod.ru
- Обучающие трехуровневые тесты по физике: сайт В.И. Регельмана http://www.physics-regelman.com
- Онлайн-преобразователь единиц измерения http://www.decoder.ru
- Региональный центр открытого физического образования физического факультета СПбГУ http://www.phys.spb.ru
- Сервер кафедры общей физики физфака МГУ: физический практикум и демонстрации http://genphys.phys.msu.ru
- Теория относительности: интернет-учебник по физике http://www.relativity.ru
- Уроки по молекулярной физике http://marklv.narod.ru/mkt/
- Физика в анимациях http://physics.nad.ru
- Физика в Интернете: журнал-дайджест http://fim.samara.ws
- Физика вокруг нас http://physics03.narod.ru
- Физика для учителей: сайт В.Н. Егоровой http://fisika.home.nov.ru
- Физика.ру: сайт для учащихся и преподавателей физики http://www.fizika.ru
- Физика студентам и школьникам: сайт А.Н. Варгина http://www.physica.ru
- Физикомп: в помощь начинающему физику http://physicomp.lipetsk.ru
- Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке http://www.elementy.ru
- Эрудит: биографии ученых и изобретателей http://erudite.nm.ru
- Ядерная физика в Интернете http://nuclphys.sinp.msu.ru
Химия
- Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии» http://him.1september.ru
- ChemNet: портал фундаментального химического образования http://www.chemnet.ru
- АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой http://www.alhimik.ru
- Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов http://www.hemi.nsu.ru
- Химия в Открытом колледже http://www.chemistry.ru
- WebElements: онлайн-справочник химических элементов http://webelements.narod.ru
- Белок и все о нем в биологии и химии http://belok-s.narod.ru
- Виртуальная химическая школа http://maratakm.narod.ru
- Занимательная химия: все о металлах http://all-met.narod.ru
- Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия http://experiment.edu.ru
- Органическая химия: электронный учебник для средней школы http://www.chemistry.ssu.samara.ru
- Химия для всех: иллюстрированные материалы по химии http://school-sector.relarn.ru/nsm/
- Школьная химия http://schoolchemistry.by.ru
- Электронная библиотека по химии и технике http://rushim.ru/books/books.htm